Заметка от журналиста Константина Гусева
14-03-2015, 12:14
Просмотров: 1142
Комментариев: 0
Война глазами журналиста. После командировки в Новороссию мне пришлось несколько раз выступать с рассказами о поездке. Как и на Фейсбуке, мне задавали множество самых разных вопросов. Поскольку их спектр достаточно широк, в этом выпуске «МК в Нижнем» я попытаюсь ответить на основные из них. Есть банальная, но, к сожалению, не всегда понимаемая прописная истина, что война и мир – совсем разные вещи. И нельзя оценивать военные действия с позиции обывателя и наоборот. К сожалению, у большинства вопросов, которые мне задавали, был именно такой посыл. Посему я попытаюсь составить приблизительный портрет человека, который живет и воюет в Новороссии. И посмотреть на мир его глазами. Начну издалека, с определения понятия «патриотизм». К сожалению, в российских реалиях это слово приобрело неприятное лубочное воплощение. Так же как и другое, когда-то хорошее слово – либерал. Да и что вообще есть образ патриота? Полупьяное существо в кепке «Россия» и георгиевской ленточкой на очередном Дне города? Или болельщики, которые после матча российских команд носятся по городу и будят всех сигналами автомобилей? Вне зависимости, выиграли россияне или проиграли. Мимо моего дома такие товарищи проносятся постоянно, и шумозащитные стеклопакеты не помогают. Про невменяемых курортников на берегах Турции и их пьяные вопли «за Россию!» я вообще не говорю: во время единственного выезда на отдых в эту страну мне надоело пояснять детям, что это не наши соотечественники, а «инопланетяне с планеты свинюшек». Да и духовная сфера тоже выглядит не лучшим образом: те же дивеевские торжества при ближайшем рассмотрение напоминают сумасшедший дом на выезде. Тут тебе и бабушки в касках, обороняющиеся от инопланетян, и бородатые безумцы в поисках чипов и Царства Божьего. И поневоле напрашивается вывод, что те самые духовные скрепы, которые усиленно вбивает в головы россиянам пропаганда, или не доходят до адресата, или изначально не продуманы. Скорее всего, второе: еще ни один чиновник не смог мне объяснить, что это такое. А как тут разобраться бедному обывателю? Без лишних слов Жителям Донбасса понять, что такое патриотизм, оказалось гораздо проще. Когда началась война, кто-то из них сразу вступил в ополчение. Кто-то пошел после того, как были убиты близкие или военнослужащие ВСУ постучали прикладами в двери их домов. И нашлись люди, которые объединили таких добровольцев. Увы, философы - имперсоналисты и «офисный планктон» ныне там не в чести. Кстати, про последних – огромное количество офисов, например, страховых компаний, просто позакрывались. Их хозяева в Киеве, и нести деньги противнику никто не хочет, да и противник не желает платить... То же и с сотовой связью. Когда приехал в Алчевск, купил местную сим-карту «Киевстар». Она несколько часов поработала, а потом отрубилась. Причем связь пропала у всех пользователей Донецкой и Луганской областей. Когда уже в конце командировки она появилась, денег у меня на счету не оказалось. Тем временем вместе с элитой сформировался и своеобразный «второй слой» - здоровые мужики, которые в ополчение не пошли и предпочитают отсиживаться за спинами земляков. Посему презрительное отношение к ним со стороны ополченцев не удивительно. Вот это и есть «тест на патриотизм», который прошли не все. Без громких речей и бравурных маршей. Просто взяли в руки автоматы и все. Фото автора. Помню, в подразделении, где я находился, в бою погиб боец. После похорон пришел его брат, вроде бы, забрать вещи... А через несколько часов я увидел его уже в форме, расположившегося на койке покойного. Все это произошло без громких слов, воззваний и прочей буффонады. И как с точки зрения недалекого обывателя расценить подобные поступки? Если мир человека крутится вокруг еды, распродаж, кредитов и тряпок, то ополченцы – это люди явно ненормальные. Как можно рисковать своей жизнью, если можно ее сберечь? А вот это уже «тест на патриотизм» для российского обывателя – способен он хотя бы понять такой поступок? Если нет, тогда нечего поздравлять оставшихся ветеранов Великой Отечественной войны, клеить на авто надпись «Спасибо деду за Победу!» и таскать (иногда на не совсем приличных местах) георгиевские ленточки. К сожалению, подобная атрибутика в России зачастую приобретает юродские формы, а для ополченцев - лишь подчеркивает их выбор. Там она действительно популярна. Так же как и шевроны российской армии, голубые береты ВДВ и т.д. Иногда мне было тяжело объяснить студентам, что эта атрибутика не цацка типа айфона. Это символ касты воинов, а не подгулявших лавочников. И ее нужно определенным образом заслужить. Увы, в большинстве случаев реакция была как у булгаковского Шарикова: «На учет встану, а воевать – шиш!». Фото автора. Зачем скандалить? Теперь про атмосферу среди ополченцев. И в тылу, и на передовой. Как это ни парадоксально звучит, я приехал из командировки хорошо отдохнувшим. Целых две недели не ругался, не скандалил и не тратил нервы! Для журналиста это огромная роскошь. Дело в том, что люди пришли воевать добровольно и имеют общую цель – победить. Как я уже писал, вся агрессия идет на врага, и максимальная стадия выяснения отношений – разговор на повышенных тонах. Особенно на передовой. Постоянные обстрелы, и жизнь может оборваться в любую секунду – так стоит ли ее тратить на дрязги? Эту простую истину никак не могут понять некоторые пассажиры нижегородских маршруток: зачем толкаться и скандалить, если тормоза вдруг могут отказать? Перед лицом общей опасности и наступает истинное братство людей. Мне кажется, что это одна из причин, по которой сюда едет много добровольцев из России. И именно об этом говорил Тарас Бульба в знаменитой речи про русское товарищество. В мирной России такой моральный покой можно найти только в глухой тайге. От себя добавлю, что мне было удивительно возвращаться поездом домой. С верхней полки плацкартного вагона я наблюдал, как мои попутчики постоянно едят, потом говорят про еду, а потом жалуются на то, что доходы не позволяют им купить ее еще больше. И другие «пожелания»: вместо двух телевизоров в квартире – пять. И ругают власть, что не обеспечила их всем «необходимым». Что это: человеческая глупость или жадность - мне не понятно. И так продолжалось полутора суток. От таких разговоров за время пути я съел два пирожка и попил минералки – аппетит поневоле пропал. А война тем временем учит христианским поступкам – делиться с ближним последним. Просят у тебя кружку или ложку – отдай, надо пожертвовать последней пачкой сигарет – не жадничай. Я следовал этому принципу и никогда ни в чем не нуждался. Да и потребности там небольшие. Фото автора. Только на войне понимаешь, что многие вещи, из-за которых ты раньше переживал, на самом деле – крайне незначительны. Будь то кредит, расширение жилплощади, покупка новых штанов или автомобиля. Также здесь трудно понять, как можно тратить свою жизнь на бесполезные развлечения: ночные клубы, какие-то квесты и все, направленное на то, чтобы «убить время» или «скрасить вечер». Нельзя «убивать» время - оно бесценно. Потому что когда его уже не будет, может стать очень обидно «за бесцельно прожитые годы». И поневоле большинство забав россиян кажутся бессмысленными. Как и долгие дебаты в соцсетях. Только вместе И здесь уместно вспомнить про другой часто задаваемый вопрос: что же будет, если война начнется на твоей улице. Я не военный и не специалист по выживанию, но могу дать совет исходя из опыта людей, с которыми делил кров и скромную еду. Организованное воинское формирование может служить гарантом не только выживания, но и более-менее плодотворной жизни. Причем и тебе, и твоей семье. Это и крыша над головой (особенно если в твой дом влетел «Град»), и ежедневное питание, и казенное обмундирование, и даже сигареты. Женщины работают на кухне (а иногда воюют), а дети учатся в школах и параллельно осваивают военную науку. Я наблюдал целые «семейные подряды», которые вместе делили «прелести» войны. Во время боевых действий становятся востребованными любые практические навыки: водить и чинить машину, шить, готовить, оказывать первую помощь, разбираться в электронике и т.д. А вот менеджеры и мерчендайзеры - не нужны. Сейчас в России крайне популярно движение «выживальщиков». Они запасают карабины, патроны, консервы, а зачастую копают бункеры и готовятся встречать пока неведомый апокалипсис. Увы, горячие точки показывают, что спасение – только в объединении людей, а «Рэмбо-индивидуалы» - крайне редкое исключение. Запасы, впрочем, вполне могут пригодиться, чтобы продержаться первые дни. |
|