Регистрация    Войти
Авторизация
» » Удавка для теневой экономики

Удавка для теневой экономики


По итогам Гайдаровского форума, на котором системно-либеральные министры упражнялись в жанре коротких рассказов о всевозможных ужасах, один мой знакомый политолог сказал мне, что "в результате форума выиграл Шувалов". На резонный вопрос "При чем тут Шувалов, когда все СМИ пишут о том, что министры пророчат нам конец света, а главный государственный банкир заявляет о том, что мы — проигравшая страна?", мой визави не менее резонно ответил: "Вот в том-то и дело, что не при чем". Оказывается, пока медийная тусовка и "лидеры общественного мнения" обсуждали, кто кого сильнее напугал, президент подписал указы о создании "суперведомства", которое будет заниматься всеми налоговыми и неналоговыми платежами в адрес государства. Запуск в жизнь этого "шуваловского проекта" является очень важным событием для российской экономики.

В период экономических сложностей в чиновниках особенно ценится способность приносить деньги в бюджет. Если чиновник умудряется сделать это без того чтобы что-нибудь урезать и вызвать социальный взрыв, то котировки его "административных акций" резко идут вверх. Суть нового "суперведомства", в котором рулить работой будет Федеральная Налоговая Служба, заключается в создании системы платежей и единой базы данных, через которую можно будет полностью проанализировать деятельность каждой компании, участвующей в экономической деятельности страны, а также проследить путь любого товара от производителя до потребителя или от таможни до прилавка магазина. Это только на первый взгляд кажется, что такой "Экономический Яндекс" — бесполезная игрушка. Скорее, такая система для государства — это настоящее золотое дно и впору спрашивать почему такую систему не построили раньше.

Коммерсантъ описывает новое "суперведомство" следующим образом:
"Владимир Путин вчера подписал два указа, направленных на создание единого администратора налоговых и неналоговых платежей. Роль такого фискального суперведомства возложена на Федеральную налоговую службу (ФНС). Для этого ей будут переданы полномочия Пенсионного фонда и фонда ОМС по сбору страховых взносов, а также фискальные обязанности Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росалкогольрегулирования (РАР). Последние два ведомства сохраняются, но понижаются в статусе — переводятся из подчинения правительству в ведение Минфина...
Саму идею единого фискального органа изначально лоббировал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, считающий, что новация позволит повысить качество администрирования платежей и прозрачность ведения бизнеса. ФНС назначена "старшей" в новой схеме администрирования потому, что далее других продвинулась в сфере IT-технологий, необходимых для создания единой информационной базы, говорит федеральный чиновник. "В ней будут видны все платежи, что сделает использование серых схем почти невозможным",— сказал он.

Фактически, объединение в одну систему баз данных ФНС, таможни и Росалкогольрегулирования является удавкой для теневой экономики, особенно для черного и серого импорта, а также для черных схем, связанных с алкоголем.
Когда можно будет проследить в одной системе весь путь конкретного товара от границы до потребителя, то проверяющие органы гарантированно узнают много интересного. Например, будет очень занятно посмотреть на то как некоторые импортеры будут объяснять волшебное превращение грошовых "деталей и запчастей", а также дешевых "персональных компьютеров" в топовые серверы, которые за баснословные деньги продаются различным госкомпаниям и государственным структурам. Не менее интересными будут ситуации при которых различные бары и магазины будут ловить на продаже алкоголя, который в Россию официально не ввозился и также не производился на территории нашей страны. Хитроумным бизнесменам или придется показывать, как они превращают воду в спирт магическими пассами или все-таки выходить в белый сектор экономики. Конечно, любую систему можно обмануть и коррупцию еще никто не отменял, но в новой схеме обманывать государство будет гораздо сложнее.

Кстати, сам подход, который предполагает объединение всех налоговых, таможенных и акцизных баз данных придумали в Великобритании, где с 2005 года все структуры по налоговым и неналоговым платежам объединены под руководством Агентства Ее Величества по доходам и пошлинам, что привело к экономии средств за счет сокращения количества чиновников и повышению сборов за счет прозрачности всей системы. Хочется верить, что мы и дальше будем перенимать с Запада только хорошие идеи. Пускай медленнее, чем хотелось бы, но мы постепенно приходим к ситуации, когда бизнес вынужден играть по правилам. В своих экономических пожеланиях на 2016 год, первым пунктом я поставил именно прекращение серого импорта всего, от серверов до белорусских креветок и, вроде бы, мечты начинают сбываться.

Есть подозрение, что скоро мы услышим горестные стенания в СМИ и блогосфере о том, как власть душит бизнес и вообще всячески мешает ему жить, причем виновато будет новое ведомство, которое якобы будет средоточием всех возможных зол. Судя по количеству чиновников, которым резко урезали права, полномочия и возможности получения нетрудовых доходов, желающих испортить имидж новому "суперведомству" будет предостаточно. Если добавить к списку пострадавших всех серых импортеров и "алкогольную мафию", то легко себе представить какой шум они могут поднять. На шум желательно не обращать внимание. Есть такая народная примета: "когда бизнес заставляют платить налоги, бизнес плачет и рассказывает о том, как ему плохо и будет еще хуже". Надо четко понимать, что никакие заградительные пошлины, а также элементы тарифного и нетарифного протекционизма не работают, если в системе есть "дырки" и серый импорт. Без закрытия этих "дыр" никакого замещения импорта просто не будет из-за того что оно будет нерентабельным.

Кстати, первый шуваловксий "мегарегулятор", созданный на базе ЦБ, которому передали функции надзора за страховыми компаниями и частными пенсионными фондами, сыграл очень важную роль в своевременной зачистке рынка пенсионных фондов от недоброкачественных игроков. Страшно себе представить, что произошло бы, если фонды и дальше могли бы работать без адекватного надзора.

Кризис — это идеальное время для усиления государственного контроля, который не душит, а заставляет играть по правилам и платить по счетам. Когда чиновники говорят о значительных резервах нашего государства в плане повышения доходов, они не лукавят, ведь если удастся сократить возможности для коррупции и ведения бизнеса "в черную", то доходы государства можно значительно увеличить даже в кризисное время. При реализации оптимистичного сценария, именно новые контролирующие и регулятивные возможности государства станут главным наследием нынешнего кризиса. Как говорится "Для капитализма нет врага страшнее, чем честный свободный рынок. Честный свободный рынок понижает маржу. Для того чтобы рынок был по-настоящему честным и свободным нужно вмешательство государства".