ВЕЧЕРНЕЕ ПОЧИТАЛИЩЕ
20-08-2015, 22:28
Просмотров: 2376
Комментариев: 0
В недавнем нашумевшем интервью Улицкой (краткое содержание: «рискую прослыть русофобом», но мы окончательно разделились «на элоев и морлоков» — угадайте с одного раза, кто вы, читатель) Людмила Евгеньевна сетует, что наперсточники пытаются отобрать у «элоев» Бродского, и тоже отдать его «морлокам». Умудряются объявить его, в брезгливой неприязни замечает Улицкая, «национальным достоянием». Ах, куда вы, с вашим рылом-то, тяните руки, какие у вас могут быть национальные достояния? Что ж, глядя на такую реакцию, понимаешь, что ревизию стоит продолжать, со всем тщанием и чистым сердцем. Когда думаю о Борисе Рыжем, всё время удивляет вот что: он рос в (ненавижу это поганое слово) «перестройку», начал писать стихи в 1992 году, сложившимся поэтом стал к 1996-му. Это же было время непрестанных «разоблачений», несусветной русофобии, неутомимой борьбы с советской властью и с разнообразным наследием тирании, деспотизма, рабства, и чего там ещё, напомните. И у Рыжего об этом — ничего нет. Ни-че-го. Какое безупречное чутьё вело этого парня: словно он сразу откуда-то знал — так нельзя, это стыдно, это — никогда не станет поэзией. Это, наконец, отдаёт и пошлостью, и предательством одновременно. В мае 96-го Рыжий писал : «…в эти руки бы надёжный автомат, в эту глотку бы спиртяги с матюгом. Боже правый, почему я не солдат, с жёлтой пчёлкой, лёгкой пулей незнаком? Представляю, как жужжала бы она, как летела бы навылет через грудь. Как бы плакала великая страна, — провожая сквозь себя в последний путь». Вы помните, что было в 96-м? В марте того года бравые чернобородые ребята выбивали из Грозного федералов, помню, как ужасно погибли нижегородские «собры» в засаде на Минутке. Были в тот месяц сотни жертв в уличных боях. В Нижнем Новгороде Борис Немцов — тогда ещё губернатор Нижегородчины и одновременно претендент на московский трон — собрал две сотни тысяч подписей за окончание войны (и, по факту, предоставление Чечне независимости). В том же марте мы, наш отряд — заехали в Грозный. В мае, когда Рыжий писал стихи, мы из Грозного возвращались. Понятно, что для меня эти стихи важны: Рыжий именно через них становится мне родней и ближе. Воспринимаю его как однополчанина. И я, вполне себе мстительно, а не просто так, хочу сказать нынешним коллегам Рыжего по ремеслу вот что. Рыжий никогда не был империалистом или милитаристом, упаси Бог. Это он же, как и положено всякому русскому поэту (в том числе и воевавшему), потом клялся в стихах (или, скорей, уговаривал себя): «Никогда, никогда не пойду на войну / Никогда никого не убью…» А позже, впрочем, снова признавался: «Надо мне в огромном мире быть солдатом — иногда». Никто за язык не тянул. Чувство гульбы и смертной опасности — он его понимал. «Вы, любители истуканов, прячьтесь дома по вечерам. Мы гуляем, палим с наганов да по газовым фонарям. Чем оправдывается это? Тем, что завтра на смертный бой выйдем трезвые до рассвета, не вернётся никто домой. Други-недруги. Шило-мыло. Расплескался по ветру флаг. А всегда только так и было, И вовеки пребудет так: вы — стоящие на балконе жизни — умники, дураки. Мы — восхода на алом фоне исчезающие полки». Дураки вы, умники, вот что. У него было чувство Родины («Вот Родина. Моя, моя, моя» — это его), мучительное чувство сопричастности к «великой стране» (и не надо мне тут петь про иронию в этих словах, всё я знаю про иронию и без вас). «В побитом молью синем шарфике я надувал цветные шарики, гремели лозунги и речи… Где ж песни ваши, флаги красные, вы сами — пьяные, прекрасные, меня берущие на плечи?» Это стихотворение «7 ноября», тоже написанное в 96-м: год тут снова важен, потому что тогда переизбирали Бориса Николаевича, и сложно не вспомнить сколько в те месяцы помоев вылилось на «красные флаги» и всё такое, всё такое. Рыжий ни с чем не спорит и, кажется, вообще не реагирует на шумовые эффекты времени: у него своё время, своя страна, своя память. Рыжий среди народа, с народом — и подлинность его — объясняет огромную к нему любовь. И только он такие стихи мог написать, ему было, как сказали бы у него во дворе, не в падлу. За одно упоминание красных флагов ему, говорю, коллеги по ремеслу и сегодня глотку перегрызут. Рыжий среди народа, с народом — и подлинность его — объясняет огромную к нему любовь. «Над детским лагерем пылает красный флаг, Затмив собой огонь рассвета. О, барабаны бьют, и — если что не так — Марат Казей сойдёт с портрета…» Забавно, как после первой же публикации, в первом же стихотворении по этому поводу, Рыжий едко издевался над столичным миром «шутов бесполых и шутих»: ах, кого же он имел в виду, интересно? У Рыжего, придётся признать, в наличии традиционные пороки русского стихотворца (не каждого, но большинства): асоциальное поведение странным образом сочетающееся с консерватизмом, вполне прозрачная, саркастическая гомофобия (тема в его стихах, можно сказать, постоянная, а то даже и навязчивая), периодическая ксенофобия (впрочем, это как раз не серьёзно — Рыжий просто воспроизводил речевые обороты жителей Вторчермета — отлично отдавая себе отчёт, что никакой ксенофобии в «чурках», «чучемеках» и даже «жидёнышах» — нет; по крайней мере, для него — не было), стихийный алкоголизм, нарочитая «пацанская» агрессия. Отсюда нехитрый вывод: среди всех привычек, «заблуждений» и национальных «пороков» русского человека (морлока), что так мучают современного российского, с позволения сказать, интеллигента — Рыжий чувствовал себя спокойно, в своей стихии, чувствовал себя дома. В 1997-м, когда так много и жарко говорили о «свободе» — сейчас так же много говорят, — и ещё о том, что здесь живёт народ, свободы не знающий и ей чуждый, Рыжий сформулировал это, русское: «Зависло солнце над заводами, и стали чёрными берёзы. Я жил тут, пользуясь свободами на смерть, на осень и на слёзы. Какие люди, боже праведный, сидят на корточках в подъезде — нет ничего не свете правильней их пониманья дружбы, чести». Ирония? Ну да, та же самая, что со словами «в эти руки бы надёжный автомат», та же самая, что с «великой страной» и ностальгией по красным флагам и празднику Седьмого ноября. До такой иронии многим прыгать — не выпрыгнуть из себя. От подобной иронии — умирают, потому что её на такой любви настаивают: ни одна склянка не выдержит, не говоря: человек. О том же самом он скажет чуть позже ещё более прямо: «Я убивал, а вы играли в дум до членов немощных изнеможенья. И выдавало каждое движенье, как заштампован ваш свободный ум». Это вполне себе русская национальная традиция — общение поэта в таком тоне с публикой, раз за разом присваивающей себе право быть мерой вещей. И в этом смысле, и во многих других, Рыжий — славный ученик Пушкина, Тютчева, Полонского, Блока, Есенина, Слуцкого, Бродского, Кублановского. «Весьма поэт, изрядный критик, картёжник, дуэлянт, политик, тебе я отвечаю вновь: пожары вычурной Варшавы, низкопоклонной шляхты кровь — сперва СИМВОЛЫ НАШЕЙ СЛАВЫ, потом — убитая любовь, униженные генералы и осквернённые подвалы: где пили шляхтичи вино, там ссали русские капралы! Хотелось бы помягче, но, увы, не о любви кино. О славе!». СИМВОЛЫ НАШЕЙ СЛАВЫ — заглавными Рыжий сам набирал, для самых слепых. «Хотелось бы помягче, но…» А вы подобных стихов не напишете, и поэтому вы есть — никто, и останетесь никем. Остроумцы, шулера, шутники. Будете потом спрашивать себя: как же так, я же был ловчей, мастеровитей, даже вроде бы умней, наконец, отчего так всё вышло. Оттого, что ты нерусь, вот от чего. Не по крови, конечно. В Рыжем было намешано (помимо трёх четвертей русской) ещё и — украинской, эстонской и еврейской крови. Это не имеет никакого значения. Или, скажем мягче (или твёрже): не имеет определяющего. Нерусь — это состояние души; иногда — психоз. Когда у человека чешется, и он себя расчёсывает, расчёсывает, расчёсывает. «Ищи Родину, — учил Сергей Есенин ленинградского — кстати, хорошего — поэта Эрлиха. — Найдёшь Родину — и пан. Не найдёшь — пропал. Без чувства Родины поэт — так, непонятная профессия». И вот у одних Родина, а у других — расчёсанный лишай во всю душу. Читайте Пушкина перед сном, может, поможет. Хотя, вряд ли. |
|