Регистрация    Войти
Авторизация
» » США будут бороться с Россией за геев Восточной Европы

США будут бороться с Россией за геев Восточной Европы


Считается, и небезосновательно, что США и Россия являются соперниками по ряду вопросов — причем не только политических, экономических и т.д., но и этических. Так, Россия представляется поборником традиционных ценностей, в то время как США — проводниками нового, либерального отношения к миру, себе и другим людям. Майкл Бернбаум из The Washington Post отмечает, что теперь у России и Запада есть новое поле идеологической борьбы — права ЛГБТ-движения. Подробнее о перипетиях радужного движения в Восточной Европе — в статье Gay rights in Eastern Europe: A new battleground for Russia and the West, перевод которой Федеральное агентство новостей предлагает своим читателям.

Рига, Латвия. Когда впервые в этой крошечной балтийской стране состоялся гей-парад, незначительная толпа была закидана тухлыми яйцами и бутылками под зелеными шпилями Старого города Риги. Участники — все 40 из них — бежали в церковь, чтобы скрыться от нападений.

Это было десять лет назад. Парад в этом году привлек тысячи людей со всей Европе, и яйцеметатели остались дома.
Восточная Европа, которая давно была оплотом опасной гомофобии, вновь анализирует отношение к геям и лесбиянкам, и эта дискуссия стала новым полем битвы в конфликте между Россией и Западом. Кремль прокомментировал открытие, предупреждая своих бывших союзников, что если они будут следовать за мнениями Европы, их скоро постигнет моральное падение.

Аргументы России преобладают в Украине, Грузии и других странах за пределами Европейского Союза, где прозападные лидеры сопротивляются европейским требованиям принять геев и лесбиянок. Гей-парад в столице Украины Киеве в прошлом месяце закончился драками и конфликтами. Организаторы гей-парада в Грузии отменили массовые мероприятия в целом после того как их в марте 2013 окружили православные священники с табуретками и крапивой.

Но в Латвии, которая давно сделала твердый выбор держаться в стороне от своих старых кремлевских союзников, терпимость к геям и лесбиянкам заметно увеличилась за 11 лет с момента вступления в Европейский Союз. Когда министр иностранных дел Эдгарс Ринкевич осенью прошлого года заявил о своей нетрадиционной ориентации, он предсказывал «мега-истерию», но реакция была гораздо менее бурной.

«Европейский союз помог. Латыши хотят соответствовать», — говорит Линда Фрайман, давний активист Латвии за права геев, которая помогла организовать в этом году парад, который привлек людей из 28 стран Европейского Союза.

Перетягивание каната относительно гей-прав приобрело особое значение после недавней череды судебных решений в США, отстаивающих однополые браки. Общественный переход Кейтлин Дженнер от своей старой жизни в качестве Брюса, тем временем, обратил внимание на вопрос принятия трансгендеров.

Движение к принятию

В Латвии в июле 2005 года сотни разъяренных анти-гей активистов заполнили улицы Риги во второй половине дня, пытаясь сжечь радужные флаги, с чем у них были проблемы из-за монотонного дождя. Толпа далеко превосходила количество участников гей-парада, которые были окружены плотным полицейским кольцом.

Латвия присоединилась к Европейскому союзу лишь годом ранее, и членство в союзе только начало оказывать социальное влияние на консервативные взгляды нации. Граждане вдруг получили право путешествовать и работать в любом месте в Европе, и они обратили взгляд на западные порядки, в странах, которые намного более терпимы к геям и лесбиянкам. Пришло новое поколение, которое практически не помнит советских времен, когда гомосексуализм был вне закона.

После затишья следующий министр иностранных дел Паулс Раудсепс заявил в Twitter: «Люди поняли, что в обществе нет поддержки гомофобии».
В параде в этом году, семьи несли радугу из воздушных шаров в современном квартале Риги. Матери, толкающие коляски, шли рядом мужчинами, несущими плакаты, призывающие к терпимости. За неделю до парада посольство США в Латвии повесило радужный флаг наряду с американским. Топ-дипломаты прошли среди толпы в масках, предназначенных специально для этого случая.

Но проблемы остаются. Всего за несколько дней до гей-парада парламент Латвии утвердил закон, требующий «добродетельного» образования, который включает в себя содействие традиционному браку и семейным структурам. Мера была организована крупнейшей в Латвии этнической российской стороной, но была одобрена при поддержке консервативных антирусских националистов.

«Почему мы должны быть, как все? Нам не нужна европейская культура. Нам не нужна глобальная культура», — сказала 22-летняя Виктория Петровская, которая потратила три часа, чтобы добраться до Риги и присоединиться к нескольким десяткам противников Рижского парада.

В Украине и Грузии ситуация гораздо более удручающая. Расположенные между Россией и Западом, нации не предпринимают решительных шагов, чтобы сделать жизнь более комфортной для своих гей-граждан. Даже многие из про-европейских протестующих, которые свергли старое правительство, негативно относятся к вопросу о правах геев в Украине. Перед тем как Украина подписала пакт, ориентированный на Европейский Союз, руководители выиграли отсрочку от требований ЕС по борьбе с дискриминацией, к разочарованию сторонников прав геев.

Россия настойчиво позиционирует себя лидером традиционных ценностей лагеря и предупреждает как дома, так и за рубежом, что западные ценности вредят семейным структурам и, соответственно, подрывают основу общества.

«На месте парадов победы в Киеве будут гей-парады», — написал Алексей Пушков, председатель комитета по иностранным делам в России. Российская анти-гей риторика выдвинула идею, что гей-брак — оружие, направленное на Кремль.

«Этот вопрос очень тесно связан с антизападной, антиамериканской идей», — сказал Юрий Гавриков, ведущий активист за права геев в Санкт-Петербурге.

Насилие в Украине и Грузии

В Украине марш за права геев, который прошел на окраине Киева в прошлом месяце, был прерван ультраправыми оппонентами, которые бросали дымовые шашки и вступали в драки с участниками и защищающей их полицией. Большая часть тех, кто нападал на парад, состояла из членов группы «Правого сектора» (организация признана в России экстремистской по решению суда — прим. ред.), украинской националистической организации, которая в значительной степени принимала участие в боях против повстанцев в восточной Украине, поддерживаемых Россией. «Правый сектор» также подозревается в недавней серии нападений на гей-клубы Киева.

Даже основные про-европейские политики, такие как мэр Киева Виталий Кличко, призвали активистов остаться дома. Украинское общее мнение настолько скептично по отношению к гей-правам, что даже президент Петр Порошенко не решается противостоять этому.

«В течение многих лет были ситуации, когда эта тема на самом деле не обсуждалась в нашем обществе, — говорит Денис Панин, член украинской организации за права геев. — Но если вы спросите индивидуальное отношения людей, то они скажут вам, что не одобряют геев».

А в Грузии возможности для защитников прав геев кажутся еще более мрачными. Грузинская православная церковь, которая имеет мощные исторические связи с ее православными коллегами, выступает против любых усилий по поощрению терпимости к геям и лесбиянкам. Им удалось заблокировать законодательство, необходимое для облегчения визового режима с ЕС, потому что Европа требует, чтобы Грузия запретила дискриминацию геев.

Многие латыши уверены, что Европа повлияла изменение настроений в своей стране. Некоторые надеются, то же самое произойдет в Украине и Грузии, если эти страны добьются успеха в формировании более тесных связей с западом.